Wednesday 16 January 2013

Робость. Хочу ли я? Могу ли я?

"Язык пристал к небу, в горле пересохло, пальцы дрожат, ладони вспотели. Щеки как помидоры, тело свинцовое, ноги ледяные. Я уже час смотрю в одну точку. Считаю минуты. И все почему? Сегодня на свадьбе любимой подружки мне нужно произнести тост. Ничего особенного, просто поздравить новобрачных. Но сама мысль о том, что придется встать и на глазах у пятидесяти гостей сказать несколько слов, приводит меня в ужас".

Это состояние называют робостью. И в той или иной мере она присуща многим. Но только одни из нее вырастают, как подростки из джинсов, другие так и остаются ее рабами на всю жизнь. Почему? И можно ли с этим что-то сделать?

Спутники робости
Сама по себе робость ниоткуда не возникает. Это соединение качеств и состояний, взращенное с самого детства и вложенное нам в голову если не родителями, то средой. Робость чем-то похожа на болезнь с постельным режимом. Это вроде бы ты лежишь под одеялом, замотанная шарфами и полотенцами с градусником под мышкой. И в то же время не ты. Возможностей - никаких, слабость и абсолютное понимание бесперспективности бунта, и где-то очень далеко слабые, как рыбешки в аквариуме, плавают желания. Вот так и с робостью, развивающейся, как и болезнь, из вирусов - стыда, страха и неуверенности в себе.

Стыд
"Как тебе не стыдно!" - это "любимая" фраза детства. Стыдили за все. За испачканные штанишки, за порванный подол платьица, за грязные руки и кончик носа в мороженом, за желание носиться по двору с мальчишками и висеть на дереве вверх ногами. Потом за то, что сосед Колька нес портфель. А у меня просто рука была на физкультуре сломана. А потом - с той же интонацией - за первый поцелуй с соседским мальчишкой в подъезде. Когда я слышала про "стыдно", что-то внутри жалобно-тошнотворно сжималось и холодело. И глаза сами опускались вниз и буравили носки туфель. Стыдно! Стыдно! Стыдно? Я так и не научилась отвечать на этот вопрос. Я даже не уверена, что вообще знаю, что это такое. Но когда на работе босс стыдит меня за проваленный контракт, я точно знаю, что вижу точно такие же носки туфель, как были в детстве - белые в синий горошек. Чувство стыда прививают с детства, любовно, как элитный сорт яблонь. За фразой "как тебе не стыдно" обычно скрывается родительская беспомощность. Пристыдив малыша публично, родители как бы снимают с себя часть неловкости за его "неправильное" поведение. В этот момент мама забывает, что судит ребенка по взрослым меркам и законам. Это в ее возрасте стыдно ходить с жирным пятном на куртке, а у ребенка и координация движений еще не та, и ценность курточки непонятна. Привитый стыд начинает размножаться сам собой, и вот уже ребенок сам придумывает, за что ему должно быть стыдно. А потом к стыду добавляется страх...

Страх
Страх - это отраженное нежелание быть пристыженным и униженным. Форма мольбы к миру: только бы пронесло, только бы не меня. "В шестом классе у меня начались месячные. У первой в классе. И как водится, я "протекла" на физкультуре. И учительница физкультуры вместо того, чтобы отпустить с урока, высмеяла меня перед всем классом. С тех пор я панически боюсь повторения этого некрасивого события. А моя подруга по похожей причине боится есть на свиданиях. Просто первый парень, пригласивший ее в ресторан, сказал вечно голодной студентке: "Ты всегда так жадно ещь? Тебя что, не кормят?" Ей уже за тридцать, а она до сих пор не съедает в ресторанах ничего, кроме ложки десерта и глотка чая. Даже если не ела весь день".

Неуверенность в себе
Когда стыд и страх уже поселились в тебе, начинается танец на цыпочках по тонкой проволоке над пропастью. Цель - не упасть. Ни при каких обстоятельствах не услышать страшного слова или смешка вслед. Так развиваются комплексы, а за комплексами тяжелой глыбой наваливается неуверенность в себе.
Девушка в модном магазине осторожно рассматривает коллекцию. Вытягивает брючки и неловко ищет ценник. "Я вам помогу, - бодро подскакивает продавщица. - О, это не ваш размерчик, я бы предложила померить этот". Казалось бы, ерунда какая. Ведь и размер-то невелик - всего "эмка", но девушка бледнеет, покрывается пятнами и, бубня под нос: "Нет-нет, спасибо, не надо", - пулей выскакивает из магазина.

В плену у робости
Робкого человека видно за версту. Он никогда не подойдет к тебе первым на светском мероприятии, всегда уступит вещь на распродаже. И даже, позвонив по делу, несколько раз осведомится, вовремя ли он и располагаешь ли ты временем его выслушать. На первый взгляд, это - воплощенное благородство и воспитание, но, приглядевшись поближе к робкому человеку, ты поймешь, что он глубоко несчастен. Его самовыражению препятствует толстенный слой запретов и ограничений. А помогая или уступая тебе, он готов расплакаться от досады за то, что пришлось это сделать.
Робость могла бы быть очень симпатичной чертой характера, если бы сами робкие люди от нее безумно не страдали.
"Я никогда не могу сказать, чего я на самом деле хочу и что мне нужно, -рассказывает 30-летняя Тамара, - поэтому мне всегда достается что-нибудь не то. Однажды я сняла домик на лето во Франции, и булочник из булочной напротив каждый день буквально заставлял меня покупать огромный багет. Я заходила в булочную, чтобы купить на завтрак пару круассанов, а он, с порога завидев меня, радостно кричал: "О, мадмуазель опять пришла за моим чудесным хлебом! Мадмуазель была довольна вчерашней румяной корочкой?" И я, ненавидя себя за это, покупала ненавистный батон и несла его домой, чтобы вечером, когда булочник опустит жалюзи на окнах, вынести его разломанным, в сумке и скормить голубям в соседнем парке. И так продолжалось все лето. Я так и не сказала булочнику, что не ем белый хлеб и что первый раз купила его просто из любопытства. И еще я не сказала ему, что уже пять лет как мадам, просто муж работает в Америке и не смог приехать ко мне тем летом. И я так и не нашла в себе силы зайти в другую булочную, потому что мне казалось, что тогда булочник расстроится и догадается про багет и я уже не смогу спокойно проходить мимо его окон".

Когда робеть нельзя
Бывают ситуации, когда робость может стоить тебе не то что денег и пары неловких минут, но и чего-нибудь значительно более ценного. Моя знакомая так едва не лишилась жизни, когда не спросила у новой медсестры своего стоматолога, какую анестезию ей будут вводить. Не спросила, потому что побоялась обидеть милую девушку. О непереносимости препарата было записано в ее медицинской карточке. Но медсестра в карточку не заглянула. В результате - приступ, дыхательный спазм, отек Квинке.

Робость в личной жизни
В одной фирме работали две подружки - Маша большая и Маша маленькая. Маша большая была очень робким человеком из-за своего почти двухметрового роста и худющей модельной фигуры. Маша маленькая была человеком нормального роста и лишенная всяких комплексов. На обед и вечерние клубные посиделки девушки ходили вместе. Правда, Маша большая всегда плелась сзади Маши маленькой и сутулила плечи, от чего больше напоминала Машину телохранительницу, нежели подругу И так продолжалось до тех пор, пока в фирму не пришел новый начальник рекламного отдела Миша. И сразу всех пленил и обаятельной улыбкой, и энциклопедическими знаниями, и коллекцией непошлых анекдотов на все случаи жизни, и отсутствием кольца на пальце. И Маша маленькая приступила к штурму. Через пару месяцев в столовую они уже ходили втроем, Маша большая влюбленной паре совсем не мешала, она все время молчала и кутала плечи под большим платком. Весной Маша маленькая забеременела, и подруги стали готовиться к свадьбе. И накануне бракосочетания, напившись, Миша пришел почему-то не под окна будущей жены, а прямо к Маше большой в клуб, где она занималась бальными танцами. И сказал, слегка покачиваясь и ловя небо взглядом: "Эх ты, а я ж поначалу на тебя запал". А потом они долго вместе плакали, сидя на холодной лестничной площадке клуба, потому что и Маша большая давно любила Мишу. Если ты уверена, что любишь человека и причиной отсутствия ваших отношений выступает робость, подумай, не слишком ли высокую цену ты платишь за нее? Человек может жить рука об руку с робостью, но стать счастливым способен только вопреки ей. Хорошо, если твой избранник догадается, что твой дрожащий голос и потупленный взгляд - это самое настоящее "да". Но мужчины недогадливы и все больше выбирают тех, кто посмелее.

"Нет" и "да" робкого человека
Это, кстати, интересный феномен. Одной из форм, подтверждающей наличие психологической взрослости у человека, служит умение говорить "да" и "нет". С робким человеком все более чем странно. "Да" и "нет" они говорят. Но, как правило, не тогда, когда на самом деле хотят их сказать. "Когда меня куда-то приглашают, даже если я очень хочу пойти, я всегда говорю - нет. А когда просят что-то сделать внеурочно на работе, я не могу отказать, как бы ни устала накануне". Выражение "из робкого десятка" тоже появилось не случайно. "Десяткой" называли в российской царской армии группу солдат-рекрутов. Права голоса они в общем-то не имели. Так же как и будущего. Отслужить 25 лет в армии при царе было равносильно быть заживо погребенным. С тех пор бессловесных и бесправных относят "к робкому десятку". Т. е. к людям, которые не имеют права на самого себя. Причина - отсроченная реакция. Робкий человек способен различать, чего он хочет на самом деле. Но ему трудно поверить, что он это действительно чувствует. "Когда Айвар стал ухаживать за мной, - рассказывает Тереза, - я долго не могла понять, нравится он мне или нет, и все время стремилась растянуть отношения. Если он хотел назначить свидание на завтра, я переносила его на послезавтра. Он хотел вместе поехать в отпуск, а я придумала свадьбу троюродной сестры и уехала отдыхать одна, даже не сказав куда. Думаю, у нас ничего бы не вышло, если бы не ужасная неприятность. Айвара по ошибке задержали за границей, приняв за другого человека, и я с его мамой трое суток бегала по городу, собирая какие-то немыслимые справки и деньги на адвоката. Вот тогда, в экстремальных условиях, я и поняла, как мне дорог этот человек. Сейчас мы женаты, но я и по сей день теряюсь, когда он спрашивает меня в лоб, люблю ли я его". Причиной такой заторможенности может быть как индивидуальная скорость протекания психических процессов (у кого-то она медленнее, чем у среднестатистического большинства), так и страх выражения собственного мнения. Доказано, что если в период быстро нарастающей социализации (от года до пяти) не спрашивать у ребенка его мнения, а тем более обрывать поток самовыражения словами типа "заткнись", "тебя никто не спрашивал", то в будущем говорить что-то от себя и за себя такому человеку будет крайне сложно. А от этого и робость, как следствие того, что слова и желания просто не приходят в голову. Чтобы как-то помочь себе в этом случае, начни время от времени мысленно задавать себе вопрос: а что я хочу, чувствую, желаю именно сейчас? Насколько сильно это желание?

Как преодолеть робость?
1. Прежде всего подними свою самооценку. Начни с того, что заведи дневник и ежедневно записывай события, за которые ты себя можешь любить и уважать. Время от времени перечитывай дневник и подчеркивай те события, о которых по-настоящему приятно вспоминать.
2. Начни разговаривать с людьми - на улице, в магазине, в кафе. Если в магазине ты примеряешь новую вещь, почему бы не спросить у девушки из соседней примерочной, идет ли тебе эта кофточка или брючки?
3. Переиграй прошлое. Вспомни, когда тебя пытались пристыдить или ограничить твою свободу. Мысленно прокручивай эти события в своей памяти, снова и снова заменяя свои реакции на другие - более зрелые и адекватные. "Ты целовалась с мальчиком?! Тебе не стыдно?" - "Нет, мама, мне не стыдно. Я люблю его". Ты соврала отцу, что уехала с подругой на дачу пропалывать огород, а сама укатила в Юрмалу и весь день провалялась на пляже. Тогда у тебя по крайней мере хватало смелости так поступать. Почему же вчера, когда начальник сказал, что ты, вероятно, ходила по магазинам, когда на самом деле ты три часа простояла в очереди в налоговую службу, ты промолчала? Замени свое "эм-м-м" на гневную отповедь. Проговори ее про себя и вслух. Пусть сам бы попробовал заглянуть в налоговую в канун выходных! Борьба с робостью начинается с борьбы с самой собой. Ты как бы отвоевываешь у себя право быть другой - смелой, раскованной, желающей, счастливой.
4. Распрощайся со старыми страхами. Вытащи на поверхность и рассмотри поподробнее те страхи, которые уходят корнями в неприятные события прошлого, управляют и ограничивают твою нынешнюю жизнь.

Упражнение на преодоление страха из прошлого
Оно довольно забавное. И если у тебя есть хоть малейшее чувство юмора и капля воображения, выполнить его будет легко. А уж сколько удовольствия можно получить! Для начала подумай, какого события ты боишься больше всего. Признайся себе в этом! Смелее! Ведь сейчас тебя никто не слышит! Возьми лист бумаги, ручку и... представь, что самое страшное уже произошло. Случилось именно то, чего ты боялась больше всего. Напиши рассказ об этом. Теперь представь, что программа телевизионных новостей делает об этом репортаж. Сочини репортаж и запиши его. Кто из ведущих рассказывает о твоей неудаче? Представь, как это звучит голосом твоего любимого ведущего.
Теперь вообрази, что об этом событии рассказывает твой самый близкий друг. Какими словами он будет говорить? Что он скажет другим, а что лично тебе?
Представь, что известному юмористу поручили превратить этот рассказ в юмореску. Сочини юмористический рассказ о своей неудаче и запиши его. Хорошо, если в твоем юмористическом рассказе будет хоть немного юмора.
Теперь представь, что об этом событии скажут твои родители. Запиши их слова.
Представь, что ты состарились и разговариваешь с собой нынешней. Что скажет бабушка молодой женщине? А теперь посмотри на эту неудачу глазами Бога! Что сказал бы Бог? Поговори с Богом! Представь, что у тебя есть пять минут, когда ты можешь сказать Богу все, что хочешь. Станешь ли ты говорить об этом неприятном событии? Напиши письмо Богу! И после всего проделанного послушай внутри себя ответ!

Елена Шубина, журнал Лилит

No comments: