Wednesday 9 January 2013

стесняюсь, чувствую себя неловко принимая от кого-либо деньги за проделанную работу, неважно сделана работа руками или головой. Иногда срываюсь на крайности: когда меня спрашивают во сколько я оцениваю свои услуги либо заламываю цену и теряю клиента либо занижаю цену и потом сам себя корю. Как осмыслить ситуацию?

pashka

Типичный пример тормозящего влияния совкового воспитания. В традиционных обществах вообще, а СССР был достаточно традиционным обществом, людям прививается убеждение, что брать деньги за услуги является грехом. В рамках общинной взаимовыручки обращались с просьбой что-то сделать или одолжить лишь в крайних случаях, в отчаянном положении. И взять что-то за это означало воспользоваться таким отчаянным положением.

Этот стереотип сохраняется у определенных социальных слоев и в процессе модернизации. Например, поскольку к кредиту прибегали лишь в случае крайней нужды, проценты за него воспринимались как штраф и кабала. И сегодня еще разного рода фашистские идеологи, особенно в России и Латинской Америке, эксплуатируют этот атавизм архаического сознания, строя на нем свою "экономическую программу".
В год моего рождения СССР еще был аграрной страной с преобладанием крестьянского населения. Только в середине 70-х горожане стали численно преобладать. Но очевидно, что и большинство самих горожан у нас - горожане в первом-втором поколении. Вдобавок, советская идеология была изначально ориентирована на воспроизводство архетипов крестьянской морали (что и привело в 70-е-80-е годы к ее отторжению городским большинством). Все это повлекло консервацию тех стереотипов бессознательного, которые регулируют экономическое поведение.

Поскольку внешние реалии предоставляют больше свободы и требуют бОльшей ответственности, нежели позволяет надсмотрщик, происходит существенная дезадаптация человека, возникает сугубо невротическое поведение. Надсмотрщик готов признать, что деньги можно брать за вещи, но за услуги - это уже за пределами его морали.

В результате каждый раз, когда Вы приступаете к обычной сделке, Вам приходится преодолевать моральный барьер, то есть возникает ситуация типа гипертрофированно описанной Достоевским в "Преступлении и наказании", когда преодоление барьера происходит в невротически-агресивной форме, а затем идет столь же невротическая отработка "раскаяния". Это и порождает неадекватность Вашей реакции. Положительной мотивации к совершению сделки не хватает для преодоления барьера, происходит сублимация мотивационной энергии и ее выплеск в форме агрессии (именно агрессией, вызовом является завышение цены: Вы ее завышаете ровно настолько, насколько потребная для преодоления барьера энергия превышает ту, которая потребна в норме). Заниженная же цена оказывается формой компромисса с надсмотрщиком, когда Вы идете на уступку, по сути делая частично бесплатную работу.

Единственным методом лечения этого распространенного невроза является рационализация тех запретов, которые надсмотрщик реализует в данном случае. Все время обращайте внимание на происходящее с Вами при возникновении подобных ситуаций, ловите надсмотрщика за руку. Выявив таким образом те запреты и моральные основания, на которых основано поведение надсмотрщика, Вы получаете возможность поставить эту сферу под сознательный контроль, начать сознательно творить свои моральные принципы ("творить свое добро и свое зло", как называл это Ницше). А если какая-то сфера освещена светом сознательного контроля, надсмотрщик уходит из нее. Он работает только там, где сам хозяин не контролирует.
Из архива рассылки Науки Лидерства

No comments: