Saturday 29 June 2013

После трёх уже поздно. Масару Ибука

## Часть 1. Потенциальные возможности ребёнка. 2. Что может маленький...
<< одном из предприятий фирмы «Сони» был организован детский сад. Там провели исследование, чтобы выяснить, какую музыку любят дети. Результаты получились неожиданные. Самой захватывающей музыкой для малышей оказалась 5-я симфония Бетховена! Популярные песни, которые передают с утра до вечера по телевизору, заняли 2-е место, и на самом последнем месте оказались детские песенки. Меня очень заинтересовали эти результаты. >>

## Часть 3. Что полезно малышу
<< Злоба и зависть у ребёнка – это выражение бессилия.
Маленький ребёнок не может выразить свои чувства словами: именно поэтому, чтобы понять его настроение, родители должны уметь читать по его лицу. >>

## Часть 4. Принципы воспитания. 1. Стимулирование и стремление к...
<< доктор Сузуки позволяет детям делать всё, что они хотят, но не допускает их близко к скрипке. Очень скоро маленький ученик успокаивается и с удовольствием наблюдает, как играют другие дети. В течение двух-трёх месяцев ребёнок хорошо запоминает всю пьесу, которую играет его товарищ, и вот уже ему тоже хочется попробовать. Учитель ждёт, чтобы нетерпение ребёнка достигло апогея и только тогда даёт ему первый урок. Период подготовки у всех детей разный. Самый долгий – 6 месяцев.
Главный принцип метода доктора Сузуки – вызвать интерес, а это лучшее побуждение. По его мнению, принуждение – худший способ обучения. Если у ребёнка возникает интерес к скрипке, он делает большие успехи в короткое время, иногда превосходя всякие ожидания учителя. Вызвать интерес ребёнка к предмету обучения – это и есть лучший педагогический метод. >>

<< Интересное дети считают правильным, а неинтересное – неправильным >>

## Часть 4. Принципы воспитания. 3. Творчество и навыки
<< Этот огромный мир гораздо больше, чем стандартный лист бумаги. Я бы давал ребёнку огромный лист бумаги, чтобы он ползал по нему, рисуя. Стандартный лист способствует воспитанию стандартного человека, лишённого творчества и достаточной жизнестойкости. >>

<< никогда не покупаю им готовых игрушек. Я даю им наборы деталей, из которых они могут собрать игрушку сами. Даже если у них не получается и они начинают плакать, они знают, что им всё равно никто не поможет. Если они хотят иметь игрушку, они должны собрать её сами. Поэтому дети стараются изо всех сил».
Это великолепный воспитательный приём – он включает в себя «радость достижения», которой лишён ребёнок, имеющий только готовые игрушки. >>

## Часть 4. Принципы воспитания. 3. Творчество и навыки
<< по идеям Монтессори разработана серия игрушек, имитирующих реальные предметы быта. Их можно трогать, бросать, помещать внутрь друг друга, расстёгивать и застёгивать, открывать и закрывать. Всё это навыки, необходимые ребёнку в жизни. >>

<< Ребёнок, начавший лепить в раннем возрасте, существенно опережает своих собратьев в освоении различных навыков. И дело здесь не в том, что он раньше начал практиковаться в лепке, а в том, что лепка рано разбудила его интеллектуальные и творческие задатки. Ловкость рук и самовыражение – это первые, но далеко не единственные качества, приобретаемые ребёнком благодаря лепке. >>

<< я вовсе не предлагаю детям играть роли в пьесах или кривляться. Я имею в виду самовыражение через телодвижения и слова, в отличие от карандашей или музыкальных инструментов. Самое ценное в этих играх – это возможность прямого и свободного самовыражения в отношениях с другими членами группы. >>

<< Я уже говорил, что тренировка пальцев способствует развитию интеллекта. С этой точки зрения не следует пренебрегать левой рукой. >>

<< для ребёнка важен не результат его деятельности, а сам процесс. Мы же, взрослые, хотим, чтобы каждая работа была доведена до конца. И в этом видим отличие работы от развлечений. >>

## Часть 5. Чего следует избегать. Взгляд в будущее
<< Автор книги «Великие мира сего» немецкий химик Оствальд считает, что таланты воспитываются книгами и поощрением. Родители великих людей не навязывали им книги – они окружали ими их с детства. Им никогда не говорили: «Я хочу, чтобы ты стал великим человеком». Им говорили иначе: «Я не сомневаюсь, что ты можешь стать великим человеком». Не прерывайте воспитание своего ребёнка >>

No comments: